Логопедическое сопровождение обучающихся
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи обучающихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Специфика нарушений речи и их коррекция определяются особенностями высшей нервной деятельности обучающихся и их психического развития, а именно: недоразвитием познавательной деятельности, конкретностью и поверхностностью мышления, замедленным развитием речи и её качественным своеобразием, нарушением словесной регуляции поведения, незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Нарушения речи носят системный характер, несформированными оказываются все операции речевой деятельности.
У обучающихся встречаются все формы расстройства речи: дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др., однако преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняются вплоть до старших классов.
Особенностью логопедической работы в специальной (коррекционной) школе является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия.
Основные принципы коррекционной работы:
принцип комплексности;
патогенетический принцип;
принцип учёта симптоматики степени выраженности нарушений;
принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, их взаимодействие;
принцип поэтапного формирования умственных действий;
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
принцип системности;
онтогенетический принцип.
Направления логопедической работы:
1) коррекция дефектов звукопроизношения и просодической стороны речи; 2) коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи (формирование лексики, навыков словоизменения и словообразования, синтаксической структуры речевых высказываний);
3) формирование процессов и коррекция нарушений чтения и письма;
4) формирование, развитие и коррекция когнитивных функций.
Нарушение процессов чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи (дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя), тесно связано с развитием познавательной деятельности, видов и операций мышления.
Таким образом, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе характеризуется большой спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями обучающихся с ОВЗ, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у обучающихся.