Логопедическое сопровождение обучающихся

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи обучающихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Специфика нарушений речи и их коррекция определяются особенностями высшей нервной деятельности обучающихся и их психического развития, а именно: недоразвитием познавательной деятельности, конкретностью и поверхностностью мышления, замедленным развитием речи и её качественным своеобразием, нарушением словесной регуляции поведения, незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Нарушения речи носят системный характер, несформированными оказываются все операции речевой деятельности.

У обучающихся встречаются все формы расстройства речи: дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др., однако преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняются вплоть до старших классов.

Особенностью логопедической работы в специальной (коррекционной) школе является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия.

Основные принципы коррекционной работы:

принцип комплексности;

патогенетический принцип;

принцип учёта симптоматики степени выраженности нарушений;

принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, их взаимодействие;

принцип поэтапного формирования умственных действий;

принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;

принцип системности;

онтогенетический принцип.

Направления логопедической работы:

1) коррекция дефектов звукопроизношения и просодической стороны речи; 2) коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи (формирование лексики, навыков словоизменения и словообразования, синтаксической структуры речевых высказываний);

3) формирование процессов и коррекция нарушений чтения и письма;

4) формирование, развитие и коррекция когнитивных функций.

Нарушение процессов чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи (дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя), тесно связано с развитием познавательной деятельности, видов и операций мышления.

Таким образом, логопедическая работа в специальной (коррекционной)  школе характеризуется большой спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями обучающихся с ОВЗ, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у обучающихся.